Ирина Нехорошкина, РИА.Туризм

Здание Манежа в Москве - один из самых масштабных и популярных памятников архитектуры, посвященных победе русского оружия в войне 1812-1814 годов. Весьма курьезно, что именно этот грандиозный объект изначально не задумывался в качестве "мемориального". Просто на территориях старой столицы, разоренных пожаром, нужно было срочно построить "экзерциргауз", помещение для военных упражнений, где осенью 1817 года планировали провести юбилейный парад сводного гвардейского подразделения, собранного из героев наполеоновских войн.

Проще говоря, Манеж должен был быть построен не "в честь", а "по случаю" пятой годовщины победы в Бородинском сражении и коренного перелома в ходе войны с Наполеоном. Но участие в его создании гениальных зодчих и инженеров - прежде всего, Осипа Бове и Августина де Бетанкура - предопределило историческое и художественное значение Манежа на века.

Выбор места

Манеж должен был стать сооружением, где было бы возможно провести смотр воинского подразделения, сравнимого по численности с полком, а это около двух тысяч воинов. Его решили построить напротив кремлевской стены, в пределах отрезка между Троицкой и Средней Арсенальной башнями. До пожара 1812 года в пределах объявленных границ застройки и до Моховой улицы располагались лавки, где торговали сеном, дровами, пенькой и мхом, которым конопатили стены строений - отсюда и название близлежащей улицы. В те времена неподалеку от этого места располагались отдельные действующие полки. После завершения юбилейных торжеств воины этих полков смогли бы использовать экзерциргауз по прямому назначению.

После окончания войны с Наполеоном была создана специальная комиссия для строения города Москвы, которая занималась организацией застройки разоренного города и, прежде всего, его центральных районов. Поскольку самым модным в первой половине XIX века был классический стиль, то большинство сооружений старой столицы, в том числе и здание Манежа, оказались выполненными именно в этой тенденции.

Гениальные творцы

Согласно заданию, спущенному свыше, зодчим предстояло буквально за несколько месяцев возвести гигантский крытый плац длиной почти 1,7 тысячи метров и шириной почти 45 метров. Сроки были поставлены нереальные, а размеры здания по плану могли привести в замешательство любого опытного инженера. Впрочем, длина (как и высота) в данном случае большого значения не имела, а вот такой пролет между опорами, определяющими ширину здания, при помощи деревянных конструкций до того времени никто в мире еще не делал.

ЦВЗ "Манеж" перед открытием после восстановления

Основная ответственность за создание московского экзерциргауза была возложена на инженера Августина де Бетанкура, испанца по происхождению. Это его гибкому уму и его опыту работы с необычными конструкциями  - такими, например, как Каменноостровской мост через Малую Невку в Санкт-Петербурге - и обязана Россия появлением в первопрестольной общественного сооружения, невиданного дотоле в мире.

Основное конструктивное новшество, примененное Бетанкуром, состояло в том, что инженер использовал особые металлические детали при соединении деревянных ферм и стропил в перекрытии будущего Манежа. Сделано это было так, что деревянные составляющие нигде не имели тесного соприкосновения друг с другом. Это придавало фермам определенную подвижность и значительно снижало риск загнивания на стыках. Но риски в процессе эксплуатации такого объекта было довольно сложно просчитать даже опытному инженеру. Поэтому Бетанкур углубил фундамент на четыре метра, чтобы избежать возможной осадки огромного здания. Усиливать пришлось и стены, так как именно на них приходилась нагрузка от крыши и перекрытия.

Оригинальность конструктивной мысли обрусевшего испанца проявилась и в том, что крыша была спроектирована под асимметричную нагрузку: архитектор предусмотрел неравномерное скопление снега на теневой и солнечной сторонах.

Торжественное открытие Манежа состоялось 19 ноября 1817 года, однако сложные конструкции стропил требовали постоянного наблюдения и своевременной обработки опасных участков. Несоблюдение правил эксплуатации уже летом 1818 года привело к необходимости замены некоторых стропильных балок.

Главный архитектор Москвы Осип Иванович Бове

Реконструкция кровли затянулась до мая 1824 года, из-за этих продолжительных работ была надолго отложена отделка Манежа. За эти годы первоначальные эскизы по отделке фасадов уже морально устарели и разонравились венценосному заказчику, поэтому создание нового проекта фасадов Манежа было поручено Осипу Бове, который к тому времени возглавлял комиссию по реконструкции Москвы после пожара 1812 года. Бове настоял на том, чтобы фасады здания были выполнены как можно более лаконично.

Основной тематикой лепных украшений Манежа, выполненных в виде атрибутов древнеримских легионов, стало прославление успехов русской армии в Отечественной войне 1812 года. Вероятнее всего, зодчий рассчитывал продолжить работы над украшением фасадов здания, но к 1825 году император Александр I окончательно потерял интерес к московскому экзерциргаузу, и изготовление новых барельефов было приостановлено.

Строительство и реконструкция Манежа с 1817 по 1825 год обошлись российской казне в 1 204 693 рубля. Так стараниями двух архитекторов Москва получила одно из лучших произведений классицизма в России.

Слухи и реальность

Одна из московских легенд гласит, что "слуховые окна" впервые появились в России при строительстве Манежа. Якобы, из-за большой площади кровля сооружения летом сильно нагревалась, что привело к деформации и разрушению стропил. Узнав об этом, император велел принять срочные меры по улучшению вентиляции помещения Манежа. Тогда артельщик по фамилии Слухов предложил исправить положение за счет установления дополнительных оконных проемов на крыше здания.

Эта байка может быть справедлива именно для московской истории архитектуры, но никак не для мировой практики. Если в античных сооружениях подобные окна и не применялись, то в готических соборах и во дворцах эпохи Возрождения они встречаются довольно часто, хотя и называются "люкарнами".

В том виде, в котором его оставил Бове, Манеж простоял до начала XXI века, в то время как назначение его менялось несколько раз. Уже к 1831 году отпала необходимость в проведении там военных смотров, и грандиозное сооружение у стен кремля стали использовать в мирных целях. Здание бывшего экзерциргауза приняло первую выставку этнографии народов России, а также первую международную выставку автомобилей и велосипедов. Там проходили политехнические, сельскохозяйственные и промышленные выставки, устраивались гуляния и ярмарки. Время от времени этот памятник победы становился концертным залом, где выступали пианист Антон Рубинштейн и дирижер Гектор Берлиоз.

Выставка российских художников

Статус выставочного зала сохранился за Манежем и до наших дней.

Самой серьезной перестройке здание подверглось после "загадочного" пожара 2004 года, который случился аккурат в день выборов президента России. Этому бедствию, в котором погибли двое пожарных, была присвоена наивысшая пятая степень сложности. Тогдашний мэр столицы Юрий Лужков заявил, что версия поджога категорически исключается… а уже на следующий день Москомархитектуры сообщил, что готов проект реконструкции Манежа с двумя подземными уровнями и автостоянкой.

К счастью, фасады здания пережили лужковскую реконструкцию, не претерпев особых изменений. И сегодня мы можем видеть тот памятник истории и архитектуры, который был построен в память доблести русских людей, остановивших наполеоновское нашествие, о чем напоминает мемориальная доска с надписью: "Здание Манежа построено в 1817 году в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 году".

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции