Ирина Нехорошкина, РИА.Туризм

Символично, что Триумфальная арка, созданная Осипом Бове как образ Москвы, восставшей из "пепла и развалин", через 102 года после открытия у Тверской заставы сама была обращена во прах и вновь воссоздана спустя десятилетия у Поклонной горы - места, с которого Наполеон взирал на Первопрестольную в ожидании ключей от города.

Типологический триумфальный ликбез

Турист проходит мимо здания Акрополя в Афинах

Наиболее лаконичными и специфическими памятниками ратным победителям не одно тысячелетие признавались триумфальные арки, которые иногда заменяли триумфальными воротами. Только ворота возводились по принципу обычных стоечно-балочных сооружений, когда балка укладывается на опору - будь то любая стойка, каноническая колонна или несущая стена. По этой системе построены Бранденбургские ворота в Берлине, сооруженные по образцу Пропилеев афинского Акрополя.

Другой вид триумфальных объектов подразумевает использование принципиально иного типа соединения между опорами в виде арки или свода (арки, продленной по замковой оси). Этот конструктивный вариант позволяет не только увеличить пролет в ширину и высоту, но и придать сооружению определенную помпезность.

Исторический триумфальный экскурс

Считается, что первыми стали использовать триумфальные арки римляне. Достоверно утверждать это невозможно, так как традиции праздновать победоносное возвращение войск из походов существовали с незапамятных времен у всех народов, мужчины которых брались за оружие не только для того, чтобы охотиться.

Естественно, что успеть выстроить монументальное сооружение в память о победе в том или ином сражении ко дню возвращения героев не смогли бы даже римские зодчие, в распоряжении которых был не только камень, но и бетон. Колонны триумфаторов проходили сквозь временные парадные ворота, возведенные в их честь. Только спустя годы, а то и десятилетия, часто уже потомки победителей, устанавливали триумфальные сооружения на века.

Арка императора Константина

Справедливо то, что из тех триумфальных объектов, которые сохранились вопреки воле времени и стараниям человечества, самые древние находятся в Вечном городе. Их там достаточно много, но наиболее известны те, которые расположены в районе Императорских форумов. Это арка Тита, поставленная 81 году римлянами в ознаменование взятия Иерусалима за 11 лет до этого, арка Септимия Севера, установленная в 205 году нашей эры в честь побед императора в двух военных кампаниях 195-203 годов и арка Константина от 315 года нашей эры, символизирующая триумф императора Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста в 312 году.

Украшали арки соответствующими мемориальными надписями, восхваляющими достижения полководцев и императоров, растрами загубленных вражеских судов, изображениями оружия и доспехов, а также барельефами, иллюстрирующими наиболее значимые моменты того или иного военного похода.

Сооружения, достойные императоров

Триумфальные ворота в честь победы в Полтавской битве

На Руси столетиями ратные достижения отмечались возведением храмов. Взять хотя бы Покровский собор или храм Василия Блаженного, который был построен в 1555-1561 годы по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Только Петр Великий, первый император России, позаимствовал триумфальную западную традицию, установив в Первопрестольной после возвращения из-под Азова в 1696 году первые триумфальные ворота.

Во Франции увековечивать военные достижения римским способом стали даже позже, чем в России.

То ли короли не считали победы национальных войск столь уж значимыми, то ли видели в триумфальных арках языческие символы. Лишь Наполеон Бонапарт принялся украшать Париж этими символами величия, достойными императоров.

Первая арка на площади Каррузель появилась в саду Тюильри неподалеку от Лувра в 1808 году для увековечения побед Наполеона в 1806-1808 годах. Прообразом ей прослужила римская арка Константина, а в качестве венца авторы проекта Шарль Персье и Пьер Фонтен использовали знаменитую квадригу с главного фасада собора Святого Марка в Венеции.

Почти одновременно с аркой Каррузель император повелел соорудить другую триумфальную арку на холме Шайо (теперь это площадь Этуаль) в честь военных побед, одержанных Францией во время Революции и в период Первой империи. Монумент начали строить в 1806 году по проекту Жана Шальгрена, а вот закончить его, но уже другому архитектору Абелю Блуэ, удалось лишь в 1836 году, то есть после кончины венценосного заказчика. Обе триумфальные арки расположены по одной градостроительной оси, проходящей вдоль королевского триумфального пути, по которому монархи путешествовали из Лувра в Версальский дворец.

Символично и то, что Бонапарт, мечтавший пройти со своими войсками сквозь арку после победы над Россией, все-таки проехал под ее сводом, но уже в составе траурного кортежа, ему же и посвященного.