Ирина Нехорошкина, РИА Новости

Одним из самых известных в мире монументов, посвященных победе российского оружия над наполеоновской Францией, считается Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, хотя далеко не все увязывают этот монумент именно с событиями 1812 года. Колонна, которую часто называют еще Александрийский столп, была установлена в 1834 году по приказу императора Николая I в честь его старшего брата Александра I – победителя Наполеона.

Менгиры, обелиски и колонны

Идея установить нечто, устремленное в небо, стара как мир. Датировка первых мегалитических столпов – менгиров – разнится в пределах тысячелетий, однако не вызывает сомнений, что эти вертикально зафиксированные камни появились на нашей планете задолго до Рождества Христова. Вероятнее всего эти доисторические сооружения носили культовый или мемориальный характер, что мало изменилось с течением времени.

Египетская культура обогатила мир традицией устанавливать в знаковых местах, например, перед входом в храм, каменные обелиски. Они, как правило, имели четырехстороннюю огранку, покрытую иероглифами, прославляющими богов и фараонов.

Если в соседние африканские и азиатские страны египетская «обелискомания» попала косвенно, то наследники Античного Рима подошли к традиции установки каменных стел буквально. Так, самый высокий из сохранившихся египетских обелисков, который некогда находился в Карнаке, в 357 году нашей эры перекочевал в Вечный город. Его и теперь можно увидеть на площади перед Латеранским дворцом и базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano). Вообще в итальянской столице, включая территорию Ватикана, находятся 13 обелисков, привезенных с берегов Нила.

В египетской Александрии сохранился уникальный памятник - Александрийский столп, который был установлен в 297 году нашей эры в честь римского императора Диоклетиана, которому удалось усмирить голодные бунты в городе. Кстати, ученые до сих пор спорят, какой именно Александрийский столп имел в виду Александр Сергеевич Пушкин в своем "Памятнике", питерский или африканский.

Возвращаясь к теме Античного Рима, стоит отметить, что апеннинские императоры не только вывозили готовые обелиски из-за моря, они возводили и свои знаковые памятники, например, колонны. Самой известной считается колонна Траяна, установленная в 113 году нашей эры в честь покорения Дакии (современная Румыния). Вершину монумента долгие годы украшала статуя императора, пока в 1588 году папа римский Сикст V не заменил ее на изображение апостола Петра.

Колонна Траяна послужила прообразом для других подобных сооружений. Наполеон Бонапарт установил в 1810 году на Вандомской площади Парижа колонну в честь собственных военных успехов, прежде всего в память о победе в сражении под Аустерлицем. По аналогии с колонной Траяна ствол Вандомского столпа опоясывает лента бронзовых барельефов, иллюстрирующих страницы жизни французского императора, а главу колонны венчает изображение самого Наполеона.

Наш ответ Наполеону

В России традицию устанавливать памятные стелы ввела императрица Екатерина II, которая отмечала таким образом победы русского оружия в различных военных кампаниях. Один из ее внуков, Николай I, решил поддержать начинание своей венценосной бабушки и отметить заслуги старшего брата Александра в войне 1812-1814 годов.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ ВОРОТА ФРАГМЕНТ

Вообще-то в мыслях российского монарха изначально не было намерения вступать в соревнование с Бонапартом при помощи возведения триумфальных колонн. Император просто собирался соорудить достойный монумент, но первый проект скульптурной композиции, предложенный Огюстом Монферраном, Николаю не понравился. В это время Монферран параллельно вел строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, и так уж получилось, что один из кусков гранита, подготовленных для колоннады портика нового храма, оказался длиннее, чем было нужно. Тогда решили не портить благородный исходник, а использовать его для сооружения триумфального монумента.

Так появилась самая высокая колонна в мире, созданная из цельного куска камня. Ее высота вместе со скульптурой - 47,5 метра, в то время как "рост" Вандомского монумента - 44 метра, колонны Траяна – 38 метров, а Александрийского столпа - 27 метров.

Колонна на Дворцовой площади выполнена из красного гранита, добытого в Пютерлакском карьере под Выборгом. Чтобы доставить монолит в Петербург, пришлось соорудить специальное судно, которое буксировали два парохода.

Установили колонну на постамент всего за 1 час 45 минут, при этом в подъеме столпа принимали участие 2 тысячи солдат и 400 рабочих. Под цоколь монумента было забито 1,25 тысячи сосновых свай.

Открытие Александровской колонны состоялось 30 августа 1834 года. На церемонии открытия присутствовала царственная семья, дипломатический корпус, представители русской армии и 100-тысячное войско.

Были и небылицы

Венчает колонну скульптура работы Бориса Орловского, изображающая позолоченного ангела с лицом императора Александра I. В левой руке он держит крест, а правую поднимает к небу. Даже в данной аллегории Россия как будто опять соперничает с Францией. Судите сами: на Вандомской колонне Наполеон предстает в одеждах римских цезарей, а наш победоносный монарх принял ангельское обличие, что, впрочем, вполне согласуется с его прижизненным имиджем "царя-ангела".

Вандомская колонна

предстает в одеждах римских цезарей, а наш победоносный монарх принял ангельское обличие, что, впрочем, вполне согласуется с его прижизненным имиджем "царя-ангела".

Рассказывали, что когда Александр гулял по Парижу, он увидел Вандомскую колонну и, посмотрев на ее вершину, воскликнул: "У меня закружилась бы голова от такой высоты!" Знал бы он тогда, что спустя два десятилетия его изображение окажется на еще большей высоте. Впрочем, у ангелов головы не кружатся…

С ангелом связано немало городских слухов. Считается, что после победы большевиков где-то во властных структурах сочли неуместным, что главную площадь Ленинграда венчает ангел, и решили его прикрыть чехлом. Попытка задрапировать фигуру была предпринята в 1925 году. Тогда на Дворцовой поглазеть на странное мероприятие собралось много народа, поэтому очевидцев оказалось достаточно. Несколько раз воздушный шар подлетал к ангелу, но как только рабочие готовились сбросить чехол на крылатую скульптуру, сильные порывы ветра относили баллон в сторону. Так и остался "царь-ангел' стоять непокрытым.

После Великой Отечественной войны по городу ходили слухи, что ангела собираются заменить не то изображением Владимира Ленина, не то Иосифа Сталина, но и эта подмена не состоялась. Впрочем, и во время войны попытка прикрыть крылатого покровителя Питера не удалась, так как задрапировать монумент полностью не получилось. В результате одно из крыльев ангела оказалось повреждено осколком немецкого снаряда. Кстати, после снятия ленинградской блокады реставраторы насчитали 110 следов от осколков на рельефах постамента колонны.

Однако самый занятный исторический анекдот, запущенный Петром Вяземским, связан с автором проекта инженером Монферраном и графиней Анной Петровной Толстой. В своей «Старой записной книжке» поэт записал: "Графиня Толстая говорила, что не желала умереть скоропостижной смертью: как неловко явиться перед Богом запыхавшись… Когда была воздвигнута колонна в память Александру I, она крепко запретила кучеру своему возить ее в близости колонны: "Неровен час (говорила она), пожалуй, и свалится она с подножия своего". Услышав об этом, Монферран стал как можно чаще приходить на Дворцовую площадь и демонстративно гулять вокруг колонны. Эти прогулки вскоре вошли у инженера в привычку, которой он не изменял до конца своей жизни".

Как известно, 25-метровый ствол колонны установлен на пьедестале без дополнительных креплений и сохраняет устойчивость благодаря точному расчету и своему огромному весу в 600 тонн.

И еще об ангеле: при строительстве он был закреплен на колонне металлическим прутом, который со временем зачем-то удалили. Только в 2002 году реставраторы – а полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга - обнаружили, что ангел, как и колонна, держится только за счет своего веса.