Серию книг для детей, посвященных истории Отечественной войны 1812 года выпустили в издательстве "Пешком в историю". Попытка соединить исторические знания, далеко выходящие за рамки школьной программы, с занимательными играми, удалась вполне. Пешком в историю 1812 года отправилась Мария Ганиянц.

Самым серьезным изданием в серии стала детская энциклопедия "Мы живем в эпоху Отечественной войны 1812 года". Ее создатели попытались собрать не столько исторические даты и факты, которые так не любят учебники истории, сколько использовать культурологический подход Лотмана.

После краткого ликбеза в виде статей про начало ХIХ века, с его техническими изобретениями, вводного курса про географическое и политическое устройство России,  Французскую революцию и знакомства с Императором Наполеоном, начинается самое интересное, то, ради чего читают толстые романы прошлого и исторические фильмы – детали быта.

Доступным даже для айпадных деток языком им объясняют разницу между транспортом прошлого (к примеру, чем отличается коляска от дрожек или ландо), что такое чин и "Табель о рангах", что носили дворяне на бал и в повседневной жизни, и, конечно, как одевались на балы, откуда взялся стиль ампир, что танцевали, и как "записывали танцы на веере", также рассказывается об основах детского этикета:"Если на детский бал приехал гость, мальчик вежливо поприветствует его поклоном, а девочка – книксеном".

Не забыто и крестьянское сословие. При малейшей возможности авторы пытаются воссоздать мир прошлого, сравнивая  игры и правила поведения за столом  дворян и крестьян, а также описывают те редкие ситуации, когда между двумя сословиями могло состояться общение. Несмотря на обилие мелких и интересных деталей, изложение иногда напоминает что-то среднее между марксистским классовым подходом и художественной прозой Пушкина.

Но все, что касается военных сражений войны 1812 года, дано довольно подробно. К наиболее значительному недостатку данного издания, можно отнести иллюстрации: исторические картины художников того времени, в которых тщательно выписаны детали одежды и мебели, даны  в очень маленьком формате и не лучшем качестве, а современные иллюстрации, хоть и красочны, но никакой дополнительной информации не несут.

Впрочем, читать энциклопедию, тем не менее, гораздо интереснее, чем любой учебник по этой теме.

В исторической повести-сказке "Русская пленница французского кота", которую написал детский автор Игорь Жуков, война 1812 года показана глазами детей и  двух волшебных мышат. Естественно, мышата встречаются со всеми главными героями – от Наполеона и маршала Нея, чье сверхсекретное донесение мышь Тимка съедает, и героя Дениса Давыдова.

"Письма из 1812 года" – еще один вариант погрузить детей в мир прошлого. В книжке-блокноте собраны письма Лизы и Саши, тех самых, которые переживали приключения вместе с бравыми мышатами, которые описывают жизнь в Москве и Петербурге в ожидании Наполеона.

Попутно читателям предлагается масса занимательных задачек - от предложения расшифровать записку до задания отыскать на картинке  партизанский отряд из 10 человек, запрятанный в черно-белом нарисованном лесу.

И, наконец, завершает серию альбом для самых маленьких, главными героями которого стали бравые мышата – "Тимка и Тинка в 1812 году".

Дети смогут поиграть в игру-ходилку "Бородинская битва", вырезать фигурки-закладки  Наполеона Бонапарта и Михаила Кутузова, раскрасить офицера на лошади, одеть в старинное платье дворянскую семью и поупражняться в логике, пытаясь совместить старинный экипаж с его тенью.

В целом, полная серия, в которую входят и детские тетрадки, и "историческое домино", способна пробудить у юных любителей прошлого интерес к этому блистательному периоду российской истории. Главное при этом, не забывать читать детям "Бородино" Лермонтова.