Работа польского художника Юлиана Фалата посвящена одному из ярких эпизодов отступления наполеоновских войск – переправе через Березину.

25 ноября Наполеон предпринял ряд отвлекающих маневров, чтобы дать время инженерным корпусам Эбле и Шласса навести два моста через реку – для прохода пехоты и для прохода повозок и артиллерии. В принципе, Березина не была очень трудной для форсирования рекой, но были определенные сложности, описанные французским офицером в своих воспоминаниях: "Переход в этот момент представлял только лёгкие неудобства для кавалерии, повозок и артиллерии. Первое состояло в том, что кавалеристам и ездовым вода доходила до колен, что, тем не менее, было переносимо, потому что, к несчастью, не было холодно даже настолько, чтобы река замёрзла; по ней плавали только редкие льдины…. Второе неудобство происходило опять от недостатка холода и состояло в том, что болотистый луг, окаймлявший противоположный берег, был до того вязок, что верховые лошади с трудом шли по нему, а повозки погружались до половины колёс". Для строительства были отправлены понтонеры, вынужденные наводить мосты прямо в ледяной воде, в результате чего все они, по свидетельствам, в дальнейшем умерли.

26 ноября император отдает указ в срочном порядке войскам переправляться через мосты – в первую очередь двигались карета императора и старая гвардия, далее, 27 ноября,  боеспособные части и кареты генералов и вслед за ними, 28 ноября, должны были двинуться остальные части армии и повозки, а также раненые и беженцы. Проход представлял собой настоящее столпотворение – огромное количество людей спешили переправиться, так же к ним пытались присоединиться много местных гражданских, напуганных историями о налетах казаков. Однако в целом, по свидетельствам очевидцев переправа проходила спокойно и организованно, но довольно медленно.